Ежегодно 15 сентября отмечается Всемирный день борьбы с лимфомой, учрежденный членами Общества Больных лимфомами, объединивший 54 организации из 41 страны Европы.
В России ежегодно диагностируется около 13000 первичных больных.
Симптомы лимфомы неспецифичны и включают наряду с признаками появления плюс-ткани (увеличение лимфоузлов, органомегалия) и общие симптомы:
· Повышение температуры тела выше 37,50С
· Головная боль
· Потливость
· Кашель, одышка
· Кожный зуд
· Снижение массы тела
· Повышение утомляемости
· Потеря аппетита
Лимфома поддается лечению. За последние годы современные методы подарили надежду на длительную ремиссию или полное излечение в тех случаях, которые еще 10 лет назад расценивались как неблагоприятные.
Обсуждая вопросы профилактики лимфом, необходимо отметить значимость следующих позиций:
· Ведение здорового образа жизни (правильное питание, занятие физической культурой, отказ от вредных привычек, укрепление защитных сил организма – закаливание, прогулки на свежем воздухе).
· Внимательное отношение к своему здоровью.
· Своевременное обращение за медицинской помощью.
· Регулярное прохождение профилактических медицинских осмотров.
Грипп входит в группу острых респираторных вирусных инфекций с воздушно-капельным путём передачи возбудителя. Заболевание характеризуется острым началом, лихорадкой (с температурой 38°С и выше), общей интоксикацией и поражением дыхательных путей.
При тяжелом течении гриппа часто возникают серьезные поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы. Распространенными осложнениями после гриппа являются синуситы, бронхиты, отиты, обострение и усугубление хронических заболеваний.
Тяжелые формы заболевания наиболее часто регистрируются в период эпидемии гриппа, которая ежегодно приходится на зимне- весенний период и обусловлена чрезвычайно высокой активностью циркуляции вирусов гриппа.
По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно гриппом и ОРВИ переболевают 10% населения планеты.
Наиболее эффективным и доступным средством защиты от гриппа и его осложнений в настоящее время является вакцинация.
В состав современных вакцин против гриппа, применяемых на территории Российской Федерации для иммунизации населения, входят только фрагменты генетического материала рекомендованных ВОЗ штаммов вирусов гриппа А/Н1N1, А/Н3N2 и В, поэтому вакцины не могут вызвать заболевание (грипп). Но этих коротких участков генома вирусов достаточно, чтобы в организме человека сформировался иммунный ответ.
Вакцинация от гриппа не дает 100% защиты. Вместе с тем, она защищает от тяжелого течения заболевания и его осложнений, препятствует широкому распространению заболевания. Чем больше населения привито против гриппа, тем выше уровень популяционного иммунитета, тем ниже заболеваемость гриппом и меньше осложнений от этого заболевания.
На сезон 2022–2023 гг. для стран Северного полушария Всемирная организация здравоохранения рекомендовала следующий штаммовый состав противогриппозных вакцин: A/Victoria/2570/2019 (H1N1) pdm09; A/Darwin/9/2021 (H3N2); B/Austria/1359417/2021 (линия B/Victoria); B/Phuket/3073/2013 (линия B/Yamagata).
Прививку против гриппа следует делать до начала эпидемического подъема заболеваемости. Оптимальным временем проведения прививок против гриппа является период сентябрь-октябрь.
Прививка против гриппа входит в национальный календарь профилактических прививок Российской Федерации (утвержден приказом Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н). В соответствии с указанным документом бесплатно пройти вакцинацию против гриппа могут следующие категории граждан:
- дети с 6 месяцев до 18 лет;
- лица, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
- беременные женщины;
- взрослые старше 60 лет;
- лица с хроническими заболеваниями;
- взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы и сферы предоставления услуг); сотрудники правоохранительных органов и государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; работники организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; государственные гражданские и муниципальные служащие;
- лица, подлежащие призыву на военную службу.
Средства на приобретение вакцин против гриппа для иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок выделяются ежегодно из федерального бюджета.
В субъектах Российской Федерации в ходе подготовки к эпидемическому сезону гриппа и ОРВИ организуется работа по иммунизации населения против гриппа. Из региональных бюджетов дополнительно выделяются финансовые средства на закупку вакцин против гриппа для бесплатной иммунизации категорий граждан, не вошедших в перечень национального календаря.
Вакцинация граждан против гриппа категориям граждан, предусмотренных национальным календарем профилактических прививок, а также региональными документами, проводится в медицинских организациях (поликлиниках) по месту жительства, организуется по месту учёбы, работы (выездными прививочными бригадами), в ряде регионов - на дополнительных пунктах вакцинации в местах массового пребывания людей.
Берегите свое здоровье и здоровье близких и окружающих – сделайте прививку против гриппа!
Сделав прививку от гриппа, вы защищаете свой организм от атаки наиболее опасных вирусов — вирусов гриппа, но остается ещё более 200 видов вирусов, которые менее опасны для человека, но также могут явиться причиной заболевания ОРВИ. Поэтому в период эпидемического подъёма заболеваемости ОРВИ и гриппом рекомендуется принимать меры неспецифической профилактики.
Правила профилактики гриппа:
Сделайте прививку против гриппа до начала эпидемического сезона.
Сократите время пребывания в местах массовых скоплений людей и общественном транспорте.
Пользуйтесь маской в местах скопления людей.
Избегайте тесных контактов с людьми, которые имеют признаки заболевания, например чихают или кашляют.
Регулярно тщательно мойте руки с мылом, особенно после улицы и общественного транспорта.
Промывайте полость носа, особенно после улицы и общественного транспорта.
Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь.
Регулярно делайте влажную уборку в помещении, в котором находитесь.
Увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь.
Ешьте как можно больше продуктов, содержащих витамин С (клюква, брусника, лимон и др.).
Ешьте как можно больше блюд с добавлением чеснока и лука.
По рекомендации врача используйте препараты и средства, повышающие иммунитет.
В случае появления заболевших гриппом в семье или рабочем коллективе — начинайте приём противовирусных препаратов с профилактической целью (по согласованию с врачом с учётом противопоказаний и согласно инструкции по применению препарата).
Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, сбалансированно питайтесь и регулярно занимайтесь физкультурой.
С более подробной информацией о том, как защитить себя и близких от заражения гриппом и ОРВИ можно ознакомиться в специальном разделе на сайте Роспотребнадзора.
В подготовке данной информации использованы материалы с сайта Роспотребнадзора.
Память – это способ отразить окружающий нас мир путем усвоения, сохранения и применения полученного опыта в будущем. При ее отсутствии человек не смог бы развиваться.
Для того, чтобы улучшить память школьника, необходимо:
- читать книги
Внушайте ребенку, что читать – это модно и полезно, показывайте ему своим примером, что чтение для вас – неотъемлемая часть жизни. Рассказывайте своему ребенку интересные истории, которые вы узнали из книг, предложите ему почитать по очереди вслух те книги, которые вас вдохновили, например, на каникулах. Для того, чтобы у вашего ребенка был стимул для чтения и возможность читать где угодно, подарите ему электронную книгу и сделайте для него подборку важных, на ваш взгляд, для него книг, которые стоит прочитать.
- развивать память
Чаще просите своего маленького школьника что-нибудь запомнить и кому-нибудь передать. Просите напомнить вам о чем-то очень важном.
По вечерам перед сном вспоминайте события прошедшего дня.
- использовать прирожденные таланты
Все мы люди разные. Кому-то легко запомнить то, что он видит, кому-то то, что он слышит. А у кого-то развита двигательная память. Обратите на это внимание, понаблюдайте за ребенком, поймите, что ему легче дается. А потом научите его использовать свои способности для запоминания. Например, если нужно выучить стихотворение, то школьнику с развитым зрительным запоминанием помогут нарисованные по мотивам стихотворения картинки. Если ребенок все лучше воспринимает на слух, то ему нужно читать стихотворение не про себя, а вслух и с выражением. Ну а маленьким обладателям хорошей двигательной памяти можно предложить инсценировку стихотворения. Каждую строчку или четверостишье подкрепить действием.
- формировать опыт, познание, мастерство
Предложите вашему ребенку освоить еще один вид спорта, если он уже чем-то занимается, или начать заниматься спортом, если он ведет пассивный образ жизни. Можно записаться на интересные секции и кружки, где он может научиться играть на разных инструментах, петь, играть на сцене, рисовать, заниматься рукоделием.
- увеличивать словарный запас
Создайте увлекательную домашнюю игру: лексический запас регулярно пополняйте новыми словами и определениями или открывайте для себя каждый день новое слово. Ищите, что означает слово или значение выражений.
В этом вам помогут толковые словари.
- запоминать числа
Запоминание чисел отлично влияет на развитие памяти. Постарайтесь вместе со своим школьником запомнить даты дней рождений всех знакомых и родственников, поиграйте с ним в игру «Кто больше запомнит».
- учить наизусть
Детям задают учить наизусть очень много стихотворений, подключитесь к процессу изучения вместе с ребенком, поговорите с ним о ваших любимых поэзиях, прочитайте их ему и предложите выучить.
- не перегружать память
Занимайтесь, но знайте меру. Не перегружайте детей фактами, событиями, материалами, которые им точно никогда не пригодятся. Помните, что занятия требуют регулярности. 25 – 30 минут в день будет достаточно.
- проводить занятия в игровой форме
Через игру дети все воспринимают легче и с удовольствием. А от занятий «с удовольствием» пользы будет больше. В любое серьезное упражнение можно внести элемент игры, главное включить воображение. Так же не забывайте о том, что есть и просто игры, которые так же помогают развить память школьников.
И, самое важное, зафиксируйте в своей долговременной памяти то, что будущее наших детей в наших руках. Заботливых и любящих. Если мы можем помочь этому будущему стать прекрасным, то давайте это сделаем!
В подготовке данной информации использованы материалы с сайта Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиенического образования населения».
Отвечая на вопрос: «Что же является самым важным и первостепенным в подготовке ребенка к учебе?» нужно сказать, что в первую очередь, ребенок, поступающий в школу должен быть здоров. Родители должны знать, что в настоящее время под определением «здоровый ребенок» подразумевается не только отсутствие у ребенка острых и хронических заболеваний, но и гармоничное физическое и психическое развитие, нормальное функционирование внутренних органов, высокую работоспособность, что в целом обеспечивает устойчивость детского организма к экстремальным и болезнетворным воздействиям. Здоровый ребенок - это результат совместной работы семьи и медицинских работников. Особо важное значение имеет медицинское обследование ребенка перед школой. На основании данных этих обследований дается заключение о возможности начала обучения в школе.
Родителям следует отнестись со всей ответственностью к рекомендациям врача при проведении медицинского осмотра ребенка пред школой, заранее установить и поддерживать контакт с медработниками и учителями в школе, сообщить им все особенности состояния здоровья и поведения их ребенка. Нужно помнить, что дети с отклонениями в состоянии здоровья требуют особого внимания и перед поступлением в школу они нуждаются в индивидуальном подходе в процессе обучения в школе.
Чтобы развитие ребенка, пришедшего в школу, протекало благоприятно, необходимо обеспечить условия, укрепляющие его здоровье. Адаптация ребенка к школе во многом зависит от условий среды, окружающей ребенка в семье. Особенно неблагоприятное влияние оказывают нарушения режима дня, пагубные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем), конфликтные ситуации в семье и др. Поэтому в каждой семье, особенно в период подготовки ребенка к школе, родители должны обеспечить в семье здоровый образ жизни (ЗОЖ), предполагающий устранение перечисленных выше неблагоприятных факторов. Для детей, не посещавших детский сад, это особенно важно, т.к. их адаптационные возможности полностью формируются в условиях семьи.
Основой воспитания ребенка является режим дня. Он дисциплинирует, помогает легче привыкать к новым условиям школьной жизни. Организуя режим дня ребенка, необходимо обратить внимание на его полноценный сон. К концу дошкольного периода у многих детей постепенно исчезает потребность в дневном сне, однако продолжительность ночного сна должна составлять не менее 10-12 часов в сутки.
Обязательно нужно выделить время для занятий утренней гимнастикой, которая является необходимым звеном в физическом воспитании ребенка. Делать утреннюю гимнастику нужно при открытом окне или форточке, в легкой одежде (майка, трусы, тапочки). Детям 6-7 лет следует выполнять 5-7 упражнений в течение 10-ти минут. Упражнения время от времени нужно менять, чтобы они не наскучили. Убедившись, что ребенок упражнения освоил предложить ему делать их самостоятельно. Следить, чтобы упражнения выполнялись весело, энергично, с определенной затратой сил.
На организацию рационального двигательного режима следует обращать особое внимание, т.к. двигательная активность является жизненно необходимой для организма ребенка и имеет большое значение не только для физического, но и умственного развития. В режиме дня на прогулки и подвижные игры на воздухе в светлое время суток надо отводить не менее 3-х часов.
Важным разделом физического воспитания является закаливание. Эффективная мера закаливания - водные процедуры. При закаливании водой совершенствуется терморегуляция организма (способность приспосабливаться к непривычным температурным условиям), тренируются сердечно-сосудистая и нервная системы. Закаливание ребенка лучше начинать летом. Нужно постараться, чтобы водные процедуры прочно вошли в жизнь ребенка, стали его потребностью. Тогда многие виды закаливания в будущем он сможет выполнять самостоятельно. Но только последовательность, постепенность и систематичность закаливающих процедур дают желаемые результаты.
Большую роль в оздоровлении детей играет закаливание воздухом. Прежде всего, это прогулки в любую погоду. Ребенку следует, как можно больше ежедневно гулять, и не просто гулять, а играть и двигаться (кататься на велосипеде, санках, лыжах и т.п.). Закаливать детей нужно и дома. Главное условие - не кутать. В помещении рекомендуется ходить в одежде с короткими рукавами, в носках или гольфах.
Организуя режим дня ребенка, нужно прививать ему навыки личной гигиены. К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно:
- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером пред сном;
- причесываться (своей расческой);
- мыть ноги пред сном теплой водой;
- утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);
- полоскать рот водой после каждого приема пищи;
- при приеме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами,), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), и салфеткой;
- быстро одеваться, раздеваться, убирать постель;
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги (не захламлять лишними предметами игровой уголок и стол для занятий);
- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
- при входе в помещение вытирать обувь;
- переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью (травмы, укусы, недомогания).
Перед школой очень важно воспитывать у ребенка навыки сознательной дисциплины, усидчивости, ответственности за порученное дело, уважение к окружающим, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, понимать задание с первого раза. Для воспитания этих навыков у каждого ребенка должны быть обязанности по дому. 6-7-ми летнему ребенку можно поручить: накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, поливать цветы, подметать пол, покупать молоко, хлеб, сахар и другие посильные дела. При этом, важны регулярность и контроль за выполнением. В целом на помощь по дому в режиме дня должно отводиться 30-40 минут в день, а на самообслуживание 1 час.
Приобретению указанных выше навыков способствует также посещение ребенком спортивных секций, кружков, студий, т.к. при этом расширяется круг его социальных контактов со сверстниками и взрослыми. Однако нужно предостеречь родителей от излишней перегрузки ребенка. Рекомендуется включать в режим дня не более 2-3 занятий в неделю. При этом всегда должны учитываться, прежде всего, интересы ребенка. Организуя режим дня ребенка необходимо предохранить его от злоупотребления просмотром телепередач и занятий за компьютером. Длительное сидение пред телевизором или за компьютером наносит серьезный вред здоровью ребенка.
Примерная схема режима дня первоклассника
Подъем |
7.15 |
Утренняя гимнастика, туалет |
7.15-7.45 |
Завтрак |
7.45-8.00 |
Дорога в школу |
8.00-8.20 |
Занятия в школе |
8.30-12.15 |
Дорога из школы |
12.15-12.30 |
Обед |
12.30-13.00 |
Отдых |
13.00-14.00 |
Прогулка |
14.00-16.00 |
Подготовка домашних уроков |
16.00-17.00 |
Прогулка |
17.00-18.00 |
Помощь по дому |
18.00-18.45 |
Ужин |
18.45-19.15 |
Свободное время |
19.15-20.15 |
Туалет, подготовка ко сну |
20.15-20.30 |
Сон |
с 20.30 |
Аналогичный режим дня с учетом особенностей жизни семьи и приближенный к режиму школы нужно составить и заранее повесить над рабочим местом ребенка. Приучать к нему ребенка нужно не позднее, чем за месяц до поступления в школу.
Рекомендуется создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Заблаговременно приобрести для ребенка все необходимые принадлежности (ручки, карандаши, пенал, тетради, альбом для рисования и др.) в соответствии с рекомендациями школы.
Заранее подготовить удобное место для занятий дома. Необходимо, чтобы свет на рабочую поверхность стола падал слева, а мебель (стол и стул) подходила ребенку по росту. В этом поможет таблица:
Рост ребенка в см |
Высота стола в см |
Высота стула в см |
---|---|---|
120-129 |
56 |
34 |
130-139 |
62 |
38 |
140-149 |
68 |
41 |
Все системы и органы 6-7-ми летнего ребенка находятся в стадии формирования. Неправильная поза во время занятий может привести к деформациям его костей. Кроме того, неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости. Если ребенок постоянно упирается грудью в край стола, у него затрудняется дыхание, а согнутый позвоночник ведет к его искривлению. Такое положение тела усиливает утомление и нарушает письмо. Нужно приучать ребенка правильно сидеть за столом во время занятий. Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе.
В подготовке данной информации использованы материалы с сайта Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиенического образования населения».
Каждый родитель, отдавая ребенка в детское дошкольное учреждение, хочет, чтобы адаптация к новым условиям прошла хорошо, и ребенок получал удовольствие от посещения детского сада и общения со сверстниками. Как это сделать? Готовить ребенка к посещению детского сада надо заранее – не лишним будет узнать режим дня детского сада и постараться придерживаться его и дома - то есть с утра рано вставать, завтракать, в обед - сон после еды, а вечером рано ложиться. Это очень поможет и взрослым, и малышам. Ребенку будет легче вставать с утра, поскольку он к этому заранее привыкнет. Послеобеденный сон войдет в его привычку, и он будет чувствовать себя спокойнее, когда день в садике будет проходить примерно также, как и дома.
Чтобы адаптация в детском саду прошла ещё легче стоит кормить его приблизительно в те же часы, что и в детском саду. Можно иногда готовить ту же еду, что и в садике. Часто дети не едят в садике не потому, что еде не вкусная, а потому, что в семье она не входит в рацион питания. Например, если вы никогда не готовили творожную запеканку или пудинг, то попробуйте добавлять эти блюда в домашний рацион, тогда ребенок к ним привыкнет и не будет «воротить нос» от еды в садике и оставаться там голодным. Узнать какие блюда входят в меню – раскладки детского сада просто, по закону такая информация ежедневно вывешивается в детском саду в местах, доступных для родителей – на входе в дошкольное учреждение или в группе.
Один из важных пунктов, при подготовке детей к новому этапу жизни, - развитие в них самостоятельности. Неплохо будет если ребенок уже будет уметь сам одеваться и раздеваться. Не забудьте промаркировать всю одежду и обувь – тогда дети не будут путать свои и чужие вещи, а воспитатели и педагоги будут тратить меньше время на поиск одежды ребенка. Можно использовать термоапликации или яркие наклейки - стикеры, вышить инициалы ребенка или подписать перманентным маркером – главное, чтобы и ребенок, и сотрудник детского сада смогли легко идентифицировать детские вещи.
Совсем не лишним будет научить ребенка правилам личной гигиены, ведь недостаточно просто научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, у малыша должно войти в привычку мыть руки после посещения туалетной комнаты – чистота рук является профилактикой многих инфекционных и паразитарных заболеваний.
Ещё один важный этап подготовки ребенка к детскому саду - вакцинация. Каким бы крепким бы здоровьем не обладал Ваш малыш, - не лишней будет дополнительная защита путем создания активного иммунитета против многих грозных заболеваний с возможными тяжелыми осложнениями, тем более в условиях скученного коллектива. Прививаться необходимо в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Дополнительно привиться от заболеваний, не входящих в календарь профилактических прививок, может порекомендовать педиатр, наблюдающий Вашего ребенка.
Ну и, конечно, стоит заранее рассказать малышу о детсадовских условиях. Можно проиграть с ребенком в «детский сад», тогда ребенок будет спокойно реагировать на смену обстановки, большое количество детей рядом и отсутствие рядом мамы и папы. Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его в детский сад в качестве наказания за какие-то проступки. Не рассказывайте о строгих (тем более, злых) воспитательницах, которые будут его ругать.
Правильная подготовка ребенка к саду – залог благополучной адаптации в детском коллективе.
В подготовке данной информации использованы материалы с сайта Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиенического образования населения».
Вирусный гепатит В – острое и хронически протекающее инфекционное заболевание. Актуальность вирусного гепатита В определяется его широкой распространенностью среди населения всех стран, ростом числа заболеваемости хроническими формами (хронический вирусный гепатит В, цирроз и рак печени), а в следствии высокой частотой перехода острых форм гепатита в хроническую форму (у взрослых от 10 до 15 %, у детей до 98%), огромным социально-экономическим ущербом, обусловленным длительностью лечения (которое порой бывает не эффективным), потерей трудоспособности и инвалидностью.
Источником инфекции является человек больной острой или хронической формой заболевания. Наиболее опасны больные бессимптомными заболеваниями и хронические носители вируса. При хроническом течении заболевания больной может быть источником инфекции пожизненно. Носители этого вируса чаще всего являются источником заражения других людей и имеют высокий риск развития тяжелых заболеваний печени.
Больной становится заразным в последние 1-2 мес. инкубационного периода, весь период заболевания и реконвалесценции, наибольшую опасность представляют больные хроническими формами и носители, выделяющие вирус длительное время.
Инкубационный период, период от момента заражения до появления симптомов заболевания составляет 45-180 дней.
Пути передачи вируса гепатита В разнообразны: от инфицированной матери ребенку (главным образом в родах); при половых контактах (любых) с носителем вируса или больным; при попадании инфицированной крови на поврежденную кожу или слизистые (бытовые травмы, нанесение татуировок, при прокалывании ушей, пирсинге других частей тела, маникюре, проводимых не стерильным инструментарием); внутривенное введение наркотиков шприцами, загрязненными инфицированной кровью.
Передача инфекции происходит естественными и искусственными путями.
К естественным путям относятся половой и вертикальный пути передачи. При вертикальном пути передачи заражение ребенка происходит от матери носителя вируса или больной вирусным гепатитом В. Также заражение может происходить при контактах в быту при использовании общих с больным или носителем различных предметов гигиены: зубные щетки, ножницы, полотенца, мочалки, бритвенные и маникюрные приборы.
Возбудитель гепатита В содержится в крови и других биологических секретах (слюна, сперма, вагинальное отделяемое). Вирус проникает через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки. Инфицирующая доза вируса крайне мала (по данным Всемирной организации Здравоохранения - инфекционность вируса гепатита В в 50-100 раз выше вируса иммунодефицита человека).
К искусственные путям передачи относится заражение при немедицинском внутривенном введении психоактивных веществ (наркотиков). Удельный вес указанного пути передачи достигает 50% и более. Заражение может также происходить при проведении косметических процедур, бритье, проведении маникюра и педикюра, пирсинга, татуировок, прокалывание мочек уха и др., при неэффективной дезинфекции инструментария. Не исключена передача вируса гепатита В при проведении различных медицинских манипуляций.
Наибольшую опасность представляет хроническое течение гепатита В. Характерными признаками хронического гепатит В являются недомогание, утомляемость, невозможность выполнять прежние физические нагрузки. Эти симптомы непостоянны, из-за чего многие не относятся к болезни серьёзно. Такие симптомы как, желтуха, потемнение мочи, кровоточивость, похудание и др. обнаруживаются лишь на поздней стадии заболевания хронического вирусного гепатита.
Хронический гепатит В может переходить в тяжелое заболевание печени – цирроз, а также быть причиной первичного рака печени. Рак печени почти всегда заканчивается смертельным исходом и часто развивается у людей, находящихся в наиболее продуктивном возрасте.
Для детей гепатит В представляет особенную опасность, так как будучи перенесенным в раннем возрасте, он в 50-95% случаев переходит в хроническую форму, в дальнейшем приводящую к циррозу печени и первичному раку печени. Чем младше возраст, в котором происходит инфицирование, тем выше вероятность стать хроническим носителем вируса. У новорожденных вирусный гепатит в 90-95% протекает бессимптомно, без классической желтухи и в 70-90% случаев приводит к хроническому носительству вируса, а в 35-50% к хроническому гепатиту.
Дети чаще становятся хроническими носителями вируса, поскольку их иммунная система менее эффективна, по сравнению с иммунитетом взрослых.
Диагностика гепатита В основывается, в основном на выявлении специфических антигенов вируса. Основываясь на том, какие именно антигены выявляются в данный момент, можно с высокой степенью уверенности выявить одну из семи фаз течения инфекции.
Лечение гепатита В обходится дорого, часто не приводит к полному излечению и имеет многочисленные побочные реакции.
Меры профилактики вирусного гепатита В
Наиболее эффективный способ не заразиться самому и не заразить Ваших близких - это сделать прививку!
Вакцинация против вирусного гепатита В защитит Вас и Ваших близких от заболеваний и их осложнений. В рамках национального календаря профилактических прививок вакцинация против вирусного гепатита В, которая состоит из трех прививок и проводится детям первого года жизни (1-я прививка в первые 24 часа жизни, 2-я в возрасте 1 месяца, 3-я – в 6 месяцев) и всем взрослым в возрасте до 55 лет, ранее не привитым и не болевшим вирусным гепатитом В (1-я прививка, 2 прививка через 1 месяц после первой и 3-я прививка через 6 месяцев после первой). Стойкий иммунитет возможен только после полной вакцинации.
К мерам неспецифической профилактики гепатита В можно отнести соблюдение ряда правил:
· При проведении инъекций применяйте одноразовые шприцы.
· Для предупреждения полового пути передачи – сведите к минимуму число половых партнеров, пользуйтесь презервативами при каждом сексуальном контакте.
· Не пользуйтесь чужими маникюрными принадлежностями, бритвами, зубными щетками, полотенцами и другими предметами личной гигиены - на них могут быть остатки крови.
· Все косметические процедуры: татуировки, пирсинг, прокалывание ушей необходимо проводить только в медицинских учреждениях или косметических салонах, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
· Перед нанесением татуировки или проведение иной косметической процедуры связанной с повреждением кожных покровов необходимо убедиться, что специалист использует одноразовый инструментарий и соблюдает необходимые меры дезинфекции.
· Лучший способ избежать заражения гепатитом В при татуаже и пирсинге – отказаться от выполнения этих процедур.
Для родственников больного или носителя вируса гепатита В.
Если в вашей семье есть больной вирусным гепатитом В или носитель вируса, необходимо соблюдать следующие правила:
· все лица, находящиеся в тесном контакте с больным гепатитом В или носителем должны получить прививки против вирусного гепатита В!
· больной (вирусоноситель) должен иметь индивидуальные предметы гигиены, прежде всего маникюрные ножницы и бритвенные приборы (как для мужчин, так и для женщин);
· если больной (зараженный) вирусным гепатитом поранился, то помощь ему следует оказывать в резиновых перчатках, избегая попадания крови зараженного на собственные ранки;
· необходимо ежедневно проводить дезинфекцию всех предметов личной гигиены, предметов соприкасающихся со слюной, кровью и другими биологическими жидкостями больного.